Теория эзауреса.

1. Материализм, мистика, или…

Мы с вами живем в интересное время. Бурный прогресс естественных наук за последние два столетия, особенно в области практической реализации научных достижений, не имеет аналогов во всей предшествующей истории человеческой цивилизации. По крайней мере, в исторический период, доступный современной науке.
Нет сомнения, что одним из мощных катализаторов этого «технологического взрыва» явилось материалистическое мировоззрение, сопутствующее основным научно-техническим достижениям.
Казалось бы, непререкаемые достижения современной науки и техники должны закрепить торжество материалистического мировоззрения в обществе. Но вместе с тем даже среди ведущих представителей таких «материалистичных» по своей природе наук, как физика и математика, нередко можно встретить мнение, что далеко не все наблюдаемые явления природы вписываются в материалистическую парадигму в традиционном понимании этого термина.
В обществе же вцелом наряду с неубывающим влиянием на умы людей традиционных религий наблюдается заметный всплеск интереса к астрологии, различным течениям магических и оккультных течений. Популярность целителей, гадалок и экстрасенсов самого различного толка нисколько не падает с расширением и внедрением в обыденную жизнь новейших достижений технического прогресса.
Параллельно все больше накапливается документально подтвержденных свидетельств существования явлений, неподдающихся объяснению ни одной из существующих «точных наук», что способствует как распространению явных предрассудков мистического толка, так и открывает широкое поле деятельности для различного рода мошенников.
Вместе с тем методы и точки зрения традиционной науки и идеалистичеких учений настолько несовместимы, что спор материалистов и идеалистов носит, как правило, непримиримо-альтернативный характер по модели «или-или». Правильность доводов одних подразумевает неправоту других, и наоборот.

2. А может быть, истина – посередине?

Попробуем поискать среди уже известных науке явлений «выходы» на те области естества, которые традиционно считались прерогативой нематериалистических наук и религий.
Интенсивные поиски физической теории, объединяющей все известные физические явления как макро-, так и микромира весьма последовательно и успешно проявились в развивающейся в настоящее время так называемой физической «Теории струн». Эта относительно молодая теория сумела подвести теоретическую и, главное, строгую математическую базу под идею объединения разрозненных доселе физических теорий. Таких, как Электромагнетизм, Теория гравитации, Квантовая механика, Общая Теория относительности (ОТО), Космология.

Весомым сдерживающим фактором в распространении «Теории струн» и всестороннем осмыслении полученных теоретиками результатов на данный момент является резкий «отрыв» теоретиков от возможностей современной экспериментальной базы. Для реального математического объединения физических явлений матаматикам пришлось строить свою модель из «кирпичиков», по своим размерам на много порядков меньших, чем самые мелкие из поддающихся наблюдениям в современной экспериментальной физике элементы – кварки или фотоны. Получается, что практическое подтверждение верности теории на элементарном (по масштабам Теории Струн) уровне хотя теоретически и возможно, но еще не скоро будет «по зубам» физикам – экспериментаторам.
Остается довольствоваться пока косвенным подтверждением верности теоретических построений – фактом весьма полного соответствия и охвата известных явлений и разрозненных доселе физических теорий одной математически стройной теорией.

Развивая математическую базу «Теории струн», математики столкнулись с удивительным фактом, формально следующим из решения математических соотношений, – а именно: наличием у этих уравнений «параллельных решений», которые невозможно интерпретировать с точки зрения реальных физических явлений. Получается, что теория допускает существование как бы «параллельной вселенной», взаимодействующей с нашей вселенной на уровне полевых, или «тонких», информационных связей, но существующей в пространстве, непересекающемся (в обыденно-материалистическом смысле) с нашим.
Следует отметить, что наличие «лишних» решений в математическом описании физических явлений – явление не такое уж редкое и во многих хорошо изученных областях естествознания. Математики научились в таких случаях выходить из положения, объявляя такие решения «не имеющими физического смысла».
Может ли наш «материалистически воспитанный» разум воспринять такую «двойственность» мира?
Те, кто имеет хотя бы некоторое представление о принципах «Теории струн», знают, что математические выражения в этой теории оперируют многомерными пространствами с количеством измерений, доходящих до 10 и даже 11. Однако хотелось бы сразу предостеречь от скоропалительных, хотя и заманчивых, выводов о том, что «вот в этих дополнительных измерениях и могут существовать иные миры».
Дело в том, что все «дополнительные» измерения в этой теории свыше известных нам трех (или 4-х с учетом времени) представляют микроскопические замкнутые пространства по типу «двумерного пространства» сферической поверхности шара очень маленького радиуса. Никакие «дополнительные миры» в эти пространства вместить не представляется возможным.
К тому же не стоит впадать в соблазн излишне прямолинейного «офизичивания» формальных математических результатов. Так, вполне реальный технический (а, следовательно, трехмерный) механизм – манипулятор с десятью степенями подвижности, описывается наиболее адекватно математическим выражением с десятью координатами. Однако это вовсе не означает, что инженерам удалось совершить прорыв "в десятимерное пространство".
Точно так же есть вероятность, что от многомерных пространств в «Теории струн» можно будет отказаться, если анализировать не колебания одномерных «струн-колечек» в девятимерном пространстве (именно для такой интерпретации выводятся уравнения теории), а колебания трехмерных резонансных объемов в трехмерном же пространстве.
Основной теоретический посыл о возможном существовании пространства-«двойника» связан не с гипотезой о многомерности пространства, а с чисто формальным свойством ИНВАРИАНТНОСТИ математических выражений в «Теории струн» относительно замены переменной R (радиус в полярных координатах) на 1/R.
На практике это означает, что каждая материальная частица, интерпретируемая теорией как комбинация мод колебаний в сферическом объеме радиуса R, ОДНОВРЕМЕННО может существовать в объеме масштаба 1/R. При очень малых значениях R, используемых в теории, масштаб 1/R принимает поистине галактические размеры.
Теоретическое допущение факта «двойственности» пространств можно интерпретировать как совместное сосуществование в одном и том же пространстве двух видов устойчивых материальных структур, реализовавшихся во взаимодействующих друг с другом формах – вещества и поля. При этом «параллельная вселенная» имеет вполне материалистическую природу, хотя и не проявляет себя для наших органов чувств так же явно, как обычное вещество
Такие следствия из формальных математических расчетов практичные физики не слишком афишируют, справедливо опасаясь потока политически и идеологически ангажированной критики с одной стороны, и необоснованных религиозных или изотерических спекуляций – с другой. Но и бесконечно обходить молчанием подобные результаты становится все труднее.

Попробуем нащупать основные научные принципы подхода к этой проблеме, по возможности не поддаваясь соблазну впасть в «изотерически-религиозную» мистику.

3. Голограммы и эзауресы.

Информационную связь элементов «параллельного» мира со всеми элементами реальности можно в какой-то мере проиллюстрировать соотношением информации на голографической фотопластине с реальным изображением объекта.
При традиционном – фотографическом - способе фиксации пространственных изображений на фотопластину каждая точка объекта переводится в соответствующую точку изображения с помощью специальной оптической системы – фотообъектива.
При голографическом способе записи изображения каждая точка объекта оказывается запечатленной на фотопластине в виде очень большого ряда концентрических колец по всей плоскости пластины (плоская голограмма точки). Положение общего центра этих колец и закон изменения расстояний между ними однозначно позволяет восстановить положение и яркость изображаемой точки, что осуществляется с помощью освещения пластины так называемым когерентным световым потоком от оптического лазера.
При фиксации голографическим способом сложных, многоточечных объектов голограммы всех точек накладываются друг на друга, образуя на фотопластине причудливую «вязь» сложнопереплетенных линий.
Таким образом, в каждой точке фотопластины оказывается записана суммарная информация точек изображений по всему объему объекта. В свою очередь, информация о каждой точке объекта может быть снята с любой части фотопластины. При этом, чем больше площадь этой части, тем более четкое изображение объекта можно получить с нее. В идеале изображение с бесконечной четкостью можно получить с пластины бесконечного размера (если не учитывть конечность длины волны лазера). Запомним эту существенную особенность голографического способа записи изображений.
Если мы попытаемся рассматривать в микроскоп изображение на голографической пластине, то мы увидим ряд «шумоподобных» причудливо пересекающихся полос. Попытки «просканировать» поверхность голограммы и восстановить изображение с помощью математического моделирования хотя и возможны теоретически, но требуют невообразимо большого объема вычислений. А вот восстановить однозначную взаимосвязь голографического изображения с объектом «параллельным» способом – посредством облучения когерентным излучением лазера – не представляет особого труда.
Если рассматривать голографию как принцип записи, а в более общем определении – как принцип однозначного соответствия двух информационных массивов, то можно выделить такие моменты:
а) Распространенный в настоящее время лазерный способ записи и воспроизведения голограмм целиком определяется простотой технической реализации взаимно однозначного преобразования информации голографическим способом с использованием дифракционных свойств когерентных световых излучений. Именно дифракция света позволяет однозначно и обратимо «перевести» информацию из одного вида (назовем ее «локализованной формой») в другой (можно назвать эту форму «распределенной», или голографической). Вместе с тем можно предположить, что в природе возможно существование и иных процессов, которые могли бы быть основой для аналогичного перевода локализованной информации в распределенную и обратно.
б) Рассмотренный пример голограмм подразумевал раздельное существование в пространстве объекта (трехмерного) и его голографического изображения на двумерной пластине. Существуют технически более сложные способы записи голограмм на т.наз. объемные (толстые) фотоэмульсии. Эти способы «более универсальны» в том смысле, что содержат в себе не только информацию об объекте, но и информацию о свойсвах образующего изображение светового потока лазера. Такие изображения могут быть восстановлены (просмотрены) без использования лазера – в обычном свете. Но несмотря на установившийся термин «объемные» голограммы, информационно они представляют собой все равно плоское изображение объемного объекта. Толщина фотоэмульсии содержит только информацию для отфильтровывания определенной частоты светового восстановительного потока.
Вместе с тем нет никаких теоретических препятствий к предположению, что локализованный объект и его распределенное изображение могут существовать в одном и том же объеме пространства. И тогда становится весьма интересным следующее рассуждение о «мерности пространств»:
в) Важным свойством голограмм является практическая возможность разместить информацию о трехмерном объекте в полностью идентичную ей форму на «пространстве меньшей на единицу размерности» – двумерном пространстве-плоскости. Такая голографическая форма представления информации есть существование в физическом двумерном пространстве (голографической пластины) объектов, обладающих всеми свойствами трехмерных объектов.
Но тогда трехмерная, то есть существующая во всем трехмерном объеме, голограмма должна обладать свойствами четырехмерного объекта, являясь при этом сама по себе объектом трехмерного мира.
Не есть ли это свойство голографоподобных трехмерных форм ключом к пониманию «четырехмерности» физического мира? То есть физически существуя в трех измерениях одновременно в двух формах - в обычной локализованной (частицы), и в пространственно-распределенной - голографоподобной форме, физический трехмерный мир преобретает свойства четырехмерных объектов.
Принципиальная возможность одновременного и однозначно взаимосвязанного сосуществования в едином пространстве локализованного объекта (например, элементарной частицы), и его распределенного "изображения" вокруг него, приводит к мысли – а не есть ли это «содружество» коренной формой существования всех материальных образований?
В современном понимании каждая элементарная частица не мыслится в отрыве от окружающих ее полей. Не вникая в характеристики этих полей, можно сделать вполне вероятное и логически непротиворечивое предположение, что вокруг каждой частицы пространство определенным образом изменено. При этом физические свойства и положение частицы однозначно определяют характеристики окружающего ее «ореола» полей в каждой точке пространства. И наоборот, каждая точка окружающего пространства несет в себе информацию о положении и свойствах частицы.

То есть существующую концепцию совместного существования каждой элементарной частицы, окруженной совокупностью силовых полей можно интерпретировать как существование единой пространственно протяженной Энергетичеки ЗАмкнутой Устойчивой Резонансной Структуры – сокращенно ЭЗАУРЕС. Определение «резонансной» относится к физическому принципу существования устойчивой порции энергии в среде физического вакуума.

Проявлениями свойств эзауресов можно считать известные в физике поля - гравитационное, электрическое поле, а также слабое и сильное взаимодействия. Однако, скорее всего, эти интегральные силовые характеристики – физические полЯ - не исчерпывают информационную взаимосвязь эзауреса с частицей. Наподобие известного нам свойства голограммы, каждая точка окружающего частицу эзауреса содержит информацию о частице. Интегрально же по объему информация эзауреса однозначно определяет все без исключения физические параметры частицы в данный момент в не меньшей степени, чем физические параметры локализованной частицы определяют окружающий ее эзаурес.
В такой интерпретации видно, что каждая элементарная частица существует одновременно в двух «ипостасях» – в локализованном виде (привычная нам физическая точка-частица), и в виде полевого «ореола» - эзауреса, граница распространения которого не меньше, чем граница самого пространственно протяженного из полей – гравитационного. Этот эзаурес поистине вселенского масштаба «намертво» привязан к частице, и наоборот, частица есть геометричекий центр глобального вселенского образования – ее эзауреса.
В такой интерпретации появляется основание утверждать, что эзауресы как отдельной элементарной частицы, так и всех вещественных тел как комбинаций этих частиц - есть материальные образования, как материальны все физические поля. Но вместе с тем обладают несколько более сложной внутренней структурой, чем поля в классическом понимании. Последние, по-видимому, представляют собой интегрально-силовые характеристики измененных эзауресами свойств пространства – физического выкуума.
Современные средства обнаружения физических полей носят локально-силовой характер, поэтому попытки получения информации, содержащейся в этих полях, можно уподобить попыткам рассмотрения голографической пластины под микроскопом. Ничего, кроме шумоподобных «хаотических» пересечений линий в изображении микроскопа обнаружить не удастся. Физической фиксации поддаются лишь интегральные свойства проявления взаимодействий между эзауресами, интерпретируемые как силы.
Так и в наноструктуре окружающего нас физического вакуума «кипит бульон» шумоподобных полевых флуктуаций, содержащих в каждой своей точке информацию если не о всей вселенной, то о пространстве в радиусе гравитационного ореола (факт бесконечности которого, строго говоря, не доказан). Но информация эта носит интегральный характер (вспомните голографическую пластину, меньший по размеру «осколок» которой пригоден для восстановления всего изибражения объекта, но с меньшей разрешающей способностью, чем больший «осколок»).
Схожесть принципов соответствия формирования информации голографической фотопластины и эзауреса не следует, однако, понимать как их полную аналогию. Эзаурес – более сложное и информационно емкое образование, обладающее более развитым рядом свойств, не присущих простой голографической пластине.

4. Проблема «мгновеннодействия» и эзауресы.

Одним из таких отличительных от оптических голограмм свойств является динамичность эзауресного пространства, как отображение динамичности вещественного мира.
В этой связи возникает естественный вопрос: каким образом динамичность постоянно взаимодействующих, а, следовательно, постоянно и очень быстро меняющих свои физические параметры частиц, согласовать с наличием «намертво привязанных» к ним эзауресов если не бесконечного, то галактического масштаба? Ведь для простого изменения скорости движущейся частицы необходимо допустить столь же мгновенное изменение скорости связанного с ней эзауреса по всему объему существования последнего? То есть допустить возможность «мгновеннодействия»?
Ответ более прост, чем может показаться с первого взгляда. Свободно движущаяся в пространстве частица сама по себе изменить направление движения не может. Это возможно только при взаимодействии с другой частицей. Поскольку эта другая частица также обладает своим эзауресом, взаимодействие частиц «дублируется» взаимодействием всех точек их эзауресов по всему пространству. Таким образом, информация о взаимодействии частиц не требует «передачи распространения в пространстве», а возникает одновременно по всему пространству эзауресов.

Хочется еще раз подчеркнуть, что природа описываемого эзауресного пространства неразрывно связана с природой реальных физических объектов и является, таким образом, глубоко материальной. Наша неспособность обнаружить существование этой стороны объективного мира, не менее материального, чем наш «осязаемый», связана с рядом объективных факторов.
С одной стороны, у нас отсутствуют чувствительные рецепторы, способные ощущать электромагнитные (радио-) волны в диапазоне, отличном от светового. Не говоря уже о волнах иного характера, если таковые есть в структуре эзауреса (что, в общем случае, не следует исключать).
С другой стороны, весьма своеобразный «голографический» способ хранения информации в эзауресе накладывает существенные трудности на извлечение её посредством электронных приборов. Возможности последних явно не расчитаны на обработку многомерных образов в «параллельном» режиме. Как невозможно распознать вполне однозначно структурированную информацию в голографической пластине без специальной аппаратуры параллельного восстановления изображения лазерным светом определенно заданного свойства.

5. Образность эзауресного мира.

Среди мало изученных теоретически, но известных в технике свойств голограмм есть такие, которые наводят на мысль о возможности структурирования информации, представленной в голографическом виде, по принципу «образности», присущему скорее человеческому разуму, чем фотографическому изображению.

В частности, известна удивительная способность голограмм восстановливать «безнадежно испорченные» изображения.
Если Вы сфотографируете на обычный фотоаппарат открывающийся из окна вид, то после получения фотографии эта информация может служить Вам долгой памятью в семейном альбоме. Но если в проем окна вставлено рифленое стекло, оптически до неузнаваемости искажающее изображение, то вид проявленного фотоотпечатка Вас вряд ли порадует.
Теоретически искаженное таким варварским образом изображение можно было бы восстановить, попытавшись «пропустить» изображение снимка через то же самое рифленое стекло в обратном направлении. Но для получения эффекта надо очень точно воспроизвести взаимное положение всех неоднородностей стекла относительно оптической системы, как это было в момент снимка. Такое точное соответствие практически невыполнимо.
Совсем иной результат получится, если искаженное изображение зафиксировано в голографической форме. После оптического «вычитания» из него голографического же изображения рифленого стекла полученная голограмма будет представлять собой голограмму вполне качественного восстановленного голографического снимка!
Напрашивается аналогия, что из «образа» искаженного снимка, представляющего собой «сложение образа» пейзажа за окном и «образа» искажающего стекла, становится возможным вычитание «образа» стекла и восстановления исходного изображения.
Но если есть возможность «вычитания» образов, представленных в голографическом (эзауресном) виде, то возможно и сложение однотипных образов, в том числе и многократное – что-то наподобие усредненно-обобщающего образа.
В общем виде, возможно формирование суммарно-усредненного образа-эзауреса для материального множества схожих по некоторым признакам объектов. При этом пространственная разобщенность этих объектов не имеет значения всилу свойства голографоподобных преобразований "размазывать" информацию о локализованной точке по всему пространству существования эзауреса.
Например, образ эзауреса электрона может складываться с образами всех существующих электронов в один обобщающий образ - голографоподобную матрицу «ЭЛЕКТРОН» как вид элементарной частицы.
Аналогично, множество муравьев определенного вида может обладать на уровне эзауреса одним обобщенным образом – «матрицей» именно данного вида муравьев.
Сущность взаимодействия голограмм и эзауресов на уровне образов практически не изучена. Можно лишь с некоторой степенью вероятности попытаться на интуитивном уровне построить некоторые модели «эзауресной формы существования материи».
На примере восстановления голографического изображения можно увидеть, что из двух объективно связанных с реальными объектами голограмм («искаженный образ» и «образ стекла») может быть получена третья голограмма, которая на момент получения не обязательно связана с реально существующим объектом (восстанавливаемый «вид из окна» к этому времени может не существовать).
Возможность образования новых эзауресных «образов» как результата сложения или усреднения других эзауресов означает возможность существования таких «образов» в отрыве от локализованного «вещественного» объекта. Назовем эзауресы, существующие в неразрвной связи с локализованными вещественными объектами «первичными» эзауресами. Тогда мы должны допустить существование «вторичных» эзауресов как обобщающих образов однотипного множества «первичных». А, может быть, и эзауресных образов высших порядков как обобщений более высокого уровня.

Дав волю фантазии, но не отрываясь от материалистического взгляда на мироздание, можно предположить, что в процессе эволюции живой природы в вещественном пространстве на Земле происходила соответствующая эволюция параллельного "тонкого мира" как мира эзауресных образов. При этом там могли развиваться вторичные эзауресы-образы, соответствующие некоторому определенному виду животных как некоторое «обобщение свойств» всего вида вцелом и служащие своеобразной матрицей, информационно поддерживающей существование данного вида.
Каждый индивид обладал информационным эзауресом, передававшим информацию на образ-эзаурес более высокой ступени обобщения. Причем индивидуальные особенности индивидов, носящие случайный характер, при обобщении усредняются на нулевом уровне, а общие свойства вида суммируются в общий образ.
Таким путем формировались самостоятельно и устойчиво существующие эзауресные образы – «матрицы», не связанные с конкретным индивидуумом, а носившие обобщенно - интегральную информацию о виде вцелом.
О механизме такой информационной иерархии образов- отображений нам пока судить чрезвычайно трудно. Но теоретическое подтверждение самой возможности такой модели дает простор для научно обоснованных теоретических построений в этом направлении.

Цаплин Александр Витальевич. tcaplin@narod.ru

СпБ. 2005


Главная страница

Hosted by uCoz